ГЛАВНАЯ

Вступление

Презентация

Реклама

О ФОНДЕ

Документы

Регистрация

Устав

Структура

Президент

Попечительский совет

Партнеры

История Фонда

ПУБЛИКАЦИИ

ПРОЕКТ

О проекте

Эксперимент

Отчеты

Предмет «Искусство»

Школьный театр «ШКОТ»

Творчество учителя

АРТ-ТЕРАПИЯ

КОНТАКТЫ

Обратная связь

Реквизиты

НОВОСТИ


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Написать, позвонить в ФСКИ

С.-Петербург

Тел/факс: (812)670-71-73

Моб.тел.:

+7-921-757-71-81 Мегафон

+7-911-010-73-55 МТС

Логин в Skype: peshiko1

Эл.почта:

peshiko@mail.ru


ВСЕ НОВОСТИ

Архив

 

Публикации

В борьбе за воспитание искусством

 

Л.М.Ванюшкина

 

95 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л.М.ПРЕДТЕЧЕНСКОЙ

 

В сентябре этого года исполнилось 95 лет со дня рождения замечательного педагога и ученого Лии Михайловны Предтеченской, с именем которой связано такое направление в педагогической науке как «Педагогика искусства». Лия Михайловна была харизматичной личностью, посвятившей себя главному делу своей жизни – созданию и внедрению в образовательное пространство курса «Мировая художественная культура».    Этот курс возник в конце 1960-х годов на затухающей волне «оттепели», когда еще оставались иллюзии и энтузиасты, готовые бороться за свои идеи.         

Советская школа была готова к переменам, и эти перемены наиболее ярко и отчетливо проявились в широкой дискуссии о роли и месте искусства в школе. Именно тогда были разработаны и вступили в педагогическую практику программы «Музыка» Д.Б. Кабалевского и «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского. Предмет «Мировая художественная культура» вырос из курса истории и являлся логическим его продолжением и завершением. Авторы видели свою задачу не в рассказах о жизни или трансляции информации о жизни и творчестве великих мастеров, истории создания и бытовании художественных произведений, а в создании такой развивающей среды, которая помогла бы ученику стать читателем, зрителем, слушателем, способным к диалогу с произведениями искусства. Драгоценная способность личности претерпевать глубинные изменения под воздействием искусства – вот то, что стало альфой и омегой новой педагогики искусства.

Возможно, эти идеи не стали бы такими новаторскими, как полвека назад. Но тогда это была революция – ведь курс «Мировая художественная культура» подрывал основы традиционной педагогики, которая с начала 1920-х годов перестала воспринимать искусство в его специфическом качестве, видя в нем лишь безотказное идеологическое оружие. Осознать революционность такого подхода, а тем более применять на практике идеи, декларируемые в программе и не помещавшиеся в «прокрустово ложе» официальной педагогики», было непросто, требовалось не только педагогическое мастерство, но и смелость. И тем не менее, у Лии Михайловны появились многочисленные последователи, которые поддержали курс и доказали жизнеспособность авторской концепции.

За годы существования «Мировая художественная культура» пережила взлеты и падения, годы «модернизации», когда под эгидой «доработки и совершенствования» пытались выбросить из программы всё самое ценное и инновационное, программа приобрела некоторые характеристики, являющиеся ответом на вызовы времени. Возможно, что есть самое ценное в драматической истории курса – его способность генерировать новые идеи в педагогической теории и практике. В последующих номерах журнала редакция планирует опубликовать статьи, рассказывающие о новой жизни курса в современном образовании.

 

 

 

Опубликовано: Журнал «Вопросы культурологи», № 11, 2017 г. – С. 6 - 7 

 

Сведения об авторе:

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой истории искусства

Высшей школы народных искусств (института), С.-Петербург.